№ 84 (4311) 17 мая 2016 года Автор: Дарья Ровбут
— Мы сразу почувствовали дефицит кадров, хоть и не настолько критический, как в начале нулевых годов, — говорит Лидия Остроумова, главный врач станции скорой помощи. — Главная проблема в том, что нарушилась отработанная схема воспитания и обучения специалистов скорой. Десятилетиями их карьера начиналась со студенческой скамьи: старшекурсники приходили в качестве фельдшеров и оставались навсегда. Сейчас работников старшего возраста (более 25 лет стажа) на станции всего десять процентов, но среди них немало таких, в чьей трудовой книжке всего одна запись, сделанная в ту пору, когда они еще не получили диплом.
По мнению Лидии Остроумовой, именно вовлечение студентов в полноценный труд — самый правильный способ воспитать сильного специалиста по экстренной медицине. Во-первых, на скорой как молодые врачи, так и опытные постоянно учатся — на каждой подстанции имеются классы, оборудованные симуляторами для отработки разных навыков, в том числе и макеты, имитирующие салон машины, на которой ездят бригады. Циклы занятий, благодаря которым некоторые медицинские действия доводятся до полного автоматизма, проходят минимум два раза в год.
А во-вторых, ничего не заменит практики в «полевых условиях» — работа врача скорой это не только медицинские знания и навыки, это еще и быстрота реакции, хладнокровие, способность молниеносно определяться с ситуацией и принимать верные решения. Конечно, все эти качества полезно иметь и другим врачам, без деления на специализацию. Но именно тем, кто в любой момент может оказаться в центре катастрофы, они нужнее прочих. И воспитываются они только в реальных условиях, требующих экстренного реагирования.
К счастью, с 1 июля этого года студентам-старшекурсникам законом вновь возвращено право работать медсестрами и фельдшерами! В руководителей медицинских организаций это вселяет надежду возродить тот самый институт преемственности, позволяющий будущему врачу как можно раньше почувствовать себя на своем месте.
Правда, как с сожалением констатирует Лидия Остроумова, приток студентов хоть и позволит увеличить численность бригад, но на их оперативность повлияет незначительно. Все потому, что почти половина всех вызовов, которые сегодня приходится принимать службе скорой помощи, вовсе не является экстренными, а значит, к задачам, возложенным на медицинскую службу немедленного реагирования, по сути, не относится.
Врачи рассказывают, что вызовы в связи с обострением остеохондроза, повышением температуры или скачками артериального давления поступают в огромных количествах. На некоторых из них врачи вынуждены тратить время на то, с чем человек без труда справился бы и сам: например, поставить градусник. А иной раз тюменцы и вовсе «хотят странного» от врачей скорой. Например, оказать помощь. кошке. Или, как недавно потребовал позвонивший в диспетчерскую пьяный мужчина, протрезвить. Не иначе, сделать это требовалось взмахом волшебной палочки.
Вызывают бригады и для того, чтобы просто проконсультироваться, несмотря на то, что это давно можно сделать прямо по телефону — дежурный врач охотно ответит на ваши вопросы. Главное, не отвлекать ради этого выездных медиков. А случается и так, что человек — например, пожилой и одинокий — намеренно лжет о своем состоянии, просто чтобы поболтать с приехавшими докторами о том о сем — общения ему не хватает.
— Когда бригада, чья обязанность спасать жизни, весь день ездит по незначительным поводам, с которыми пациент спокойно мог бы обратиться в поликлинику, она тратит не только время, но и силы, — объясняет, казалось бы, очевидные вещи Лидия Остроумова. — Медики — живые люди. Они тоже устают, и это не способствует работе, когда им, наконец, поступает действительно экстренный вызов.