Добро пожаловать на официальный сайт Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области
«Станция скорой медицинской помощи»! Режим работы: круглосуточный.

Оперативность. Профессионализм. Милосердие

Приемная главного врача:
(+7 3452) 27-03-00

Тюмень, Немцова, 34
ssmp@sp03tmn.ru ssmp@med-to.ru

15 фактов о детских травмах при ДТП

Какие травмы получают дети при ДТП чаще всего? Где стоит опасаться машин больше всего: на улице или во дворе дома? О чем следует знать родителям-автомобилистам при перевозке детей? Какие машины наиболее опасны при аварии? Как оказывать первую помощь при ДТП? Эти и другие вопросы, касающиеся безопасности детей вне дома, мы задали врачу реанимационной бригады Тюменской станции скорой медицинской помощи Дмитрию Викторовичу Цырятьеву.

И пришли к следующим важным выводам. Заодно проверили несколько мифов.

1. Основная масса ДТП с детьми происходит все-таки во дворах, на парковках и реже на улицах города. Дети попадают под колеса, выбегая между припаркованных машин, могут побежать за мячиком, все варианты не перечислить. Был случай, когда ребенок спрятался в коробке, по которой потом проехал грузовик. Поэтому с малых лет родители должны учить детей смотреть по сторонам везде, где могут быть машины.

2. Самые опасные места на улицах города - это пешеходные переходы. Детей сбивают на «зебре» вместе с родителями, одних, когда они переходят дорогу пешком либо едут на велосипеде. Случаев, когда дети перебегают дорогу в неположенном месте, значительно меньше.

3. Самый опасный возраст - с 7 до 8 лет. Судите сами: по статистике за сентябрь этого года, с 1-го до 3-х лет в ДТП пострадали 13 детей, с 4 до 6 лет - 22, семилетних - 17, восьмилетних - 17. Дети 7 и 8 лет получают травмы в ДТП и во дворах, и на дорогах. 

4. В группе риска и дети с 12 до 13 лет. Они чаще всего попадают под колеса, катаясь на велосипедах.

5. Характер травм зависит от скорости движения автомобиля и пешехода или велосипедиста.Бывают ситуации, когда бегущий или движущийся на велосипеде ребенок ударяется об остановившийся перед пешеходным переходом или во дворе автомобиль. Это, кстати, тоже ДТП. Наибольшую опасность представляют сквозные дворы. По ним водители едут с большей скоростью, и дети получают более серьезные травмы.

6. В большинстве случаев травмы при ДТП с детьми во дворах и на улицах поверхностные- ссадины, ушибы, реже - переломы конечностей, еще меньше тяжелых сочетанных (т.е. различных) травм.

7. Дети больше страдают, ударяясь при падении на асфальт или бордюр, чем от удара пластиковым бампером. Сейчас таких машин большинство.

8. При столкновении легкового автомобиля со взрослым пешеходом удар приходится в область голени или колена. Для ребенка удар приходится в область бедра.

9. Когда машина сбивает взрослого пешехода, тот чаще всего падает на капот и ударяется о лобовое стекло, ребенка же отбрасывает в сторону. Что безопаснее, сказать сложно. Если пешеход высокого роста, он ударяется головой не о лобовое стекло, а передний край крыши. Такой удар  зачастую оказывается фатальным.

МИФ № 1

Существует мнение, что если пешеход успеет подпрыгнуть, когда удар неизбежен, то травмы будут менее значительными по сравнению с той ситуацией, когда он останется стоять. Так ли это на самом деле? По словам Дмитрия Викторовича, в его практике были случаи, когда в последний момент пешеходы успевали среагировать и прыгнуть вверх, при этом попадали на капот и перемещались дальше - на лобовое стекло, крышу, багажник, а затем падали на дорожное покрытие. Это значительно уменьшает силу удара и снижает вероятность тяжелых травм, и шансов уцелеть будет гораздо больше. Это каскадерский трюк. А лучше чаще смотреть по сторонам, учиться предвидеть опасные ситуации, избегать их и постоянно учить этому своих детей.

МИФ № 2 

Если у сбитого на дороге пешехода обувь (туфли, ботинки, кроссовки) лежат отдельно, то, скорее всего, удар был сильным, с тяжелыми последствиями, иногда несовместим с жизнью. Врач скорой помощи подтвердил, что это так. Данное обстоятельство при ДТП говорит о силе удара. В таких случаях обувь остается рядом с тем местом, где человек был сбит с ног.

Травмы в автомобилях

10. Сейчас почти все пристегиваются ремнем безопасности, поэтому при ДТП лобовое стекло головой уже не пробивают, как это было раньше. Это же касается и детей. Но если ребенок пристегнут в кресле правильно, в случае ДТП у него повреждается шейный отдел позвоночника – тело крепко зафиксировано в кресле, а голова свободна, и особенно при лобовых ударах голова резко смещается вперёд. 

11. Если все пассажиры пристегнуты ремнем безопасности, при ДТП возможно получить хлыстовую травму шеи. Это опасно для жизни. Для исключения этой травмы придуманы подушки безопасности. 

12. При ДТП может посечь лицо осколками стекла или прилететь в голову что-то тяжелое, незакрепленное в салоне: ноутбук, планшет, тяжелые сумки, банки. Ими травмируются и дети, и взрослые. Поэтому все лишнее лучше убирать в багажник, бардачок или в специальные карманы в салоне автомобиля.

13. Владельцы универсалов и джипов собенно любят раскладывать сидения и укладывать детей спать в дороге. Это крайне опасно для маленького пассажира. Находятся и такие горе-водители седанов, которые укладывают спать младенца на... заднюю полку, под стекло. Оттуда при столкновении ребенок может улететь куда угодно, даже в окно. 

14. Если младенец до года находился на руках пассажира в момент ДТП, то он получает гораздо большие травмы, чем если бы он лежал в специальном удерживающем устройстве.

15. Признаки черепно-мозговой травмы: ссадина на голове, вялость, сонливость, тошнота, в крайнем случае - отсутствие сознания. Окончательный диагноз могут поставить только в больнице.

МИФ № 3

Бывалые водители советуют: если столкновение неизбежно, до удара все, кто находится в машине, должны наклониться вниз. Так якобы больше шансов уцелеть. По словам врача реанимационной бригады Тюменской станции скорой медицинской помощи Дмитрия Цырятьева, такой совет может быть оправдан лишь перед угрозой бокового удара либо когда машина летит, к примеру, под грузовик с выступающим из кузова грузом. Такой случай, кстати, был - машина во время гололеда залетала под трубовоз. У автомобиля снесло крышу, а водитель и пассажиры остались живы, потому что вовремя успели пригнуться.

МИФ № 4

Бытует мнение, что водитель и пассажиры при ДТП получают серьезные травмы живота и грудной клетки. На самом деле это не так, если ремень безопасности исправен и закреплен по всем правилам, риск получить травму груди или живота будет минимальным. Крайне редко бывают и переломы ключицы от ремня безопасности.

МИФ № 5

Оберегают ли иконки и другие амулеты в автомобиле от травм и увечий? Вместо ответа врач скорой помощи рассказал об одном случае, не связанном, правда, с ДТП. Во время дождя промышленный альпинист упал с высоты 9 этажа на землю. На уровне пятого этажа страховка замедлила скорость, потом снова свободное падение. Но даже падение с 5 этажа заканчивается тяжелыми травмами либо летальным исходом. Так вот, альпинист практически не пострадал. Естественно, он лежал и был в шоке. Единственное, о чем он попросил в стационаре, когда его раздевали перед оперативным вмешательством, не снимать с него православный крестик.

Первая помощь при ДТП

Всем, кто стремится оказать первую помощь пострадавшим в ДТП, в первую очередь нужно позаботиться о своей безопасности и безопасности пострадавших: не оставлять машину на проезжей части, выходить из автомобиля, убедившись, что вам ничего не угрожает, максимально обезопасить место случившегося ДТП, выставить знаки аварийной остановки, привлечь проезжающих к оказанию помощи пострадавшим.

Как поясняет Дмитрий Викторович, в стрессовой ситуации о собственной безопасности мало кто задумывается. Люди бросаются в огонь, делая все возможное, чтобы как можно быстрее извлечь пострадавших из машины, если она горит либо есть угроза возгорания.

«Было время, когда вокруг искореженных машин собиралась толпа зевак и мало кто пытался оказать пострадавшим первую помощь, все снимали видео, - пояснил Дмитрий Викторович. - Сейчас люди стали более отзывчивыми и оказывают первую помощь. Иной раз приезжаешь на ДТП и удивляешься - настолько все правильно сделают. Причем правильно оказывают первую помощь не только медики. С такими людьми работать одно удовольствие! Все просьбы четко выполняют».

Как и когда оказывать первую помощь при ДТП

Если пострадавшего нельзя извлечь из машины и нет угрозы возгорания, нужно придать ему максимально удобное положение, зафиксировав шейный отдел позвоночника подручными средствами.

При угрозе возгорания автомобиля пострадавшего следует извлекать очень аккуартно, тщательно зафиксировав шею. В 90 процентах случаев во ДТП существует риск перелома шеи. Это касается и детй, и взрослых. Врачи скорой помощи для извлечения пострадавших используют воротник Шанца. 

Если есть кровотечение, его нужно остановить. Кровь может бежать, к примеру, при открытых переломах. Жгут из автомобильной аптечки накладывается в зону плеча и бедра, при повреждении плеча и бедра – выше раны. Первым туром останавливаем кровотечение, последующими – фиксируем жгут на месте. При венозном кровотечении вместо жгута лучше всего наложить давящую повязку. Если не можете определить, какое это кровотечение - венозное или артериальное - затягивайте жгут до полной остановки кровотечения. В любом случае звоните в скорую помощь, до приезда бригады вам дадут подробную консультацию.

Контролируйте пульс. Если сердце перестает биться, следует приступать к сердечно-легочной реанимации. Ведь хуже вы уже ничего не сделаете, а так появится шанс спасти человека. Да, кстати, в аптечке, помимо стерильных бинтов и кровоостанавливающего жгута, можно найти устройство для дыхания рот в рот. Помните про интервал: 30 нажатий - 2 вдоха. И не теряйте время!

Какая машина самая безопасная?

Такой автомобиль еще не придумали. Безопасность автомобиля во многом зависит не от того, где его собрали - в Китае, в России или в Германии - а от того, кто сидит за рулем. Водитель, который думает не только о себе, но и о других участниках движения, это лучший гарант безопасности на дороге.

Поделиться:

Куда звонить?

При необходимости вызова экстренных служб:

· только для вызова бригады скорой медицинской помощи: 03, 103 круглосуточно

· при возникновении ЧС — пожары, взрывы, ДТП: 112 круглосуточно

· при отсутствии абонента в зоне действия сети/ блокировки SIM-карты: 112 круглосуточно

Консультация населения

по вопросам оказания скорой медицинской помощи: 03, 103
либо написать сообщение в Телеграм +79222645408
или в Вайбер +7 922-264-33-67

По другим вопросам тел. горячей линии ДЗТО: 8-800-250-30-91

(3452) 68-45-65

(например, «mail@example.com»)

Я ознакомлен с политикой обработки и защиты персональных данных ГБУЗ ТО «ССМП», принимаю ее, а также даю свое согласие на сбор, обработку и хранение моих персональных данных согласно бланку указанного согласия.

Спасибо!

Ваше сообщение отправлено.

(например, «mail@example.com»)

Я ознакомлен с политикой обработки и защиты персональных данных ГБУЗ ТО «ССМП», принимаю ее, а также даю свое согласие на сбор, обработку и хранение моих персональных данных согласно бланку указанного согласия.

Спасибо!

Ваше сообщение отправлено.