Своей дорогой
Наталья Геннадьевна Прохорова на станции скорой помощи восемь лет. Из них шесть с половиной лет работала в бригаде, сейчас в должности старшего врача руководит оперативной работой всей тюменской службы. За суточное дежурство в зоне ее внимания 1000 вызовов и работа 40 бригад. Работа административная, но очень живая. С пациентами и их родственниками, и с теми, кто их спасает. Нужно принимать решения по разным ситуациям здесь и сейчас. Быть неконфликтной, но смелой. Доброй, но уверенной.
- Смогу ли я уйти со станции? Нет, - отвечает она на мой вопрос. – «Ни образ жизни, ни работу поменять не смогу. Единственное, если что-то в жизни кардинально изменится, если вдруг все придется начинать с чистого листа. Что мне нравится в моей работе? То, что я могу помочь. То, что люди благодарны. Пусть они не скажут об этом. Я вижу это в их глазах.
Глаза в глаза
Многие из нас приносят нервное рабочение настроение домой, а на работу приходят с мыслями о личном. Для врача скорой помощи умение переключаться – ключевой профессиональный навык.
- Я всегда прихожу на работу с улыбкой. Врач скорой помощи должен полностью мысленно освободиться от своих личных, домашних забот. Неважно, что в этот момент происходит в его жизни», - говорит Наталья Геннадьевна. – «Да, иногда приходится натягивать улыбку, но иначе нельзя. И даже с очень тяжелыми больными ты не имеешь морального права показать себя неспокойным или неуверенным. Да, сложно. Но когда ты приезжаешь к человеку, у которого одновременно и отчаяние в глазах, и надежда на жизнь, ты должен его спасать, а не думать о своих проблемах.
Бригада = команда
Говорят, что корпоративы сближают. Что тренинги по командообразованию – чрезвычайно необходимая вещь. В буднях бригад скорой помощи такие тренинги проходят каждый день. Без пафоса и фотохвастовства в соцсетях.
- Бригада – это команда. В основном, это люди, которые давно ездят на вызовы вместе – врач, фельдшер, водитель. Они понимают друг друга без слов, - комментирует Наталья Геннадьевна. Например, у нас есть такое негласное правило: мы всегда на вызове снимаем ЭКГ, но не говорим вслух о его результатах. И врач по взгляду своего напарника –фельдшера сразу понимает, есть ли какие-то серьезные изменения или нет. Еще, например, врач всегда знает, с какой интонацией и каким словами нужно сказать водителю о том, какого больного они везут. От этого зависит и маршрут, и скорость движения, и необходимость включения спецсигнала. Часто и водитель очень серьезно помогает оказывать помощь. Например, на месте ДТП – подает перевязочные пакеты и медицинские приборы. Без него в некоторых ситуациях нам было бы сложно.
Полчаса на спасение
Как многие из нас распоряжаются временем? Например, половиной часа? Мы можем потратить ее на банальное «листание» интернет-страниц, на чашку кофе, на разговор ни о чем по телефону… Врач скорой помощи за полчаса спасает человека.
- Когда ты находишься на вызове, особенно, если ситуация очень критическая, то «включается» какой-то специальный внутренний временной режим, - рассказывает Наталья Геннадьевна. – Конечно, врач действует по инструкции, но есть и свой опыт, и интуиция, которая помогает делать все максимально быстро. Например, в моей практике был случай, когда нужно было оказать помощь девочке, пострадавшей в ДТП – мама перешла дорогу в неположенном месте. Мы выехали, оказали первую помощь, доставили ребенка в стационар. Мне казалось, что прошла целая вечность, но когда я посмотрела на часы, то очень удивилась – на все у нас ушло всего полчаса. У девочки было тяжелое состояние, политравма, но она осталась жива.
Про тех, кто мешает помогать
К слову о ДТП. Сегодня очень модно быть крутым блогером, который выложил в соцсети фото или видео с места трагедии. Бригадам скорой из-за этого приходится нелегко.
- Людям любопытно наблюдать как мы работаем на месте ДТП. Подходят, снимают все на телефон. Если мы находимся в машине, то даже забираются на крышу, заглядывают в окна, раскачивают автомобиль… Я стараюсь спокойно объяснять им, что нам нельзя мешать, но иногда приходится прибегать к помощи полиции, и это очень печально…», - рассказывает врач.
Всегда учиться
- Врач скорой помощи должен знать все о человеке и его болезнях с момента рождения до смерти, - говорит Наталья Геннадьевна. – И нужно постоянно учиться. После некоторых вызовов, когда возникали вопросы, я открывала свои лекции, читала учебники. Поверьте, все эти академические основы медицины актуальны всегда. Человек не меняется. Я очень благодарна своему преподавателю, профессору Нелли Никифоровне Марковой: она привила мне желание познавать, исследовать. Я работала у нее на кафедре патологической физиологии год до своего поступления в Тюменскую медицинскую академию. Мы проводили опыты, лабораторные испытания. Именно тогда я прониклась своей профессией. Хотя хотела связать свою жизнь со строительством, с инженерным делом (улыбается). Любила высшую математику. Но… моя мама очень хотела, чтобы я стала врачом. И я не пожалела об этом. Я очень люблю свою работу.
Работа и семья
- Конечно, работа определенным образом влияет на семью, - говорит моя собеседница. – После того, как я вижу, что случается с молодыми людьми под влиянием алкоголя или наркотиков, я читаю мини-лекции своему сыну Сергею (улыбается). Сейчас ему 19. Учится в колледже информатики и связи и уже подрабатывает. Баристой в кофейне. Кстати, очень вкусный кофе у него получается (улыбается). Дочка Маша еще маленькая – четыре с половиной года. Но уже играет в скорую помощь (смеется). Ее я тоже оберегаю – от прыжков на диване и прочих активностей. Муж даже говорит, что я ращу трусиху (улыбается). Но после вида тяжелых травм, которые дети получают, просто находясь дома, не оберегать ее я не могу.
Пожелания пациентам
На мой вопрос «Какие ошибки совершают пациенты скорой?», Наталья Геннадьевна отвечает просто. – Люди или переоценивают, или недооценивают свое состояние. В первом случае мы имеем зря потраченное время бригады, которая нужна в другом месте. Мы просто передаем информацию в поликлинику о его ситуации. Хотя он мог сам туда обратиться. Во втором – человек может умереть, если несвоевременно позвонит в скорую или даст минимальные данные о своем состоянии диспетчеру. Диспетчер определяет срочность вызова по различным параметрам, и это распределение в большей степени зависит от данных, которые больной или его родственники расскажут по телефону. Никогда не забуду случай, когда, еще будучи студенткой-практиканткой, я приехала на вызов к молодому человеку 22 лет. У него был инфаркт. Он фактически перенес его на ногах. И не думал, что все так серьезно. К счастью, все прошло хорошо. Выздоровел. Я даже навестила его в стационаре, поскольку очень переживала за него…
…С Натальей Геннадьевной можно разговаривать очень долго. Ее память врача скорой хранит массу случаев и ситуаций. В том числе и тех, о которых врачи не говорят вслух. Слишком тяжело они их пережили. И переживают до сих пор. Есть и случаи, которые вызывают улыбку. Например, Наталья Геннадьевна, будучи врачом-консультантом, три раза приняла роды по телефону. Об этом можно почитать здесь - http://www.nedugamnet.ru/vrach-skoroy-pomoshchi-trizhdy-prinimala-rody-po-telefonu . А, вообще, этот светлый человек, профессионал, жена, заботливая мама и красивая женщина достойна того, чтобы написать о ней книгу. Или написать ее портрет. Полотно, на котором главным будут ее глаза. Полные жизни и любви к людям.