Ребенок проглотил шпингалет, старушка сломала руку, в центре города ДТП, - и вот машина с красным крестом разрывает городской шум тревожным звуком сирены. Врачи «скорой» на передовой каждый день. Спасение жизни здесь – работа: ежедневно на станцию поступает тысячи звонков от тюменцев. О том, как живет «скорая» и о чем молчат люди в белых халатах, - в материале «Комсомольской правды-Тюмень».
СЪЕЛ ШПИНГАЛЕТ
У меня два собеседника: Олег Нестеров и Роман Жогов. Нестеров отработал на бригаде интенсивной терапии почти четверть века. Роман трудится на «скорой» 8 лет.
Олег Федорович сегодня преподает на кафедре кардиохирургии с курсом скорой медицинской помощи, параллельно ведет курсы первой помощи на станции «Скорой». На практике показывает тюменцам, как действовать в критических ситуациях.
- Я не готов сейчас истории рассказывать из своей практики, - смеется Нестеров, когда прошу его вспомнить самые тяжелые случаи, на которые он выезжал. – Про детские травмы вспоминать и рассказывать тяжело, особенно про те, которые закончились трагически. За 25 лет я так и не смирился с тем, что дети умирают.
А между тем, историй, связанных с детским травматизмом всегда больше. Ежедневно врачи «скорой» выезжают к детям, которые решили проглотить скрепки, батарейки, соски…
- Был у меня вызов – ребенок плохо дышит. Приезжаем – мальчик весь бледный, губки синие, хрипит. Родители не могут понять, что произошло. Взял ларингоскоп и увидел – в дыхательных путях у него ручка шпингалета от форточки! Вытащили специальным зажимом. Ребенка спасли буквально на последнем вдохе. Мальчик постепенно порозовел, глазки открыл и громко заплакал, - улыбается Олег Федорович.
КОГДА СМЕРТЬ НЕИЗБЕЖНА
И если одни вызовы заканчиваются счастливым спасением, то о других доктор Нестеров пытается забыть. Но не может.
- Я эту историю родным бы своим не рассказал – у меня семья вообще не может слушать такие подробности о моей работе. Но вам расскажу, раз просите. Несколько лет назад приезжаем на вызов. На перекрестке лежит ребенок, и нет никого, хотя обычно всегда толпа вокруг пострадавшего. Лежит на проезжей части мальчик с ранцем, в школьном костюме. Из-за угла дома торчат детские головы. Прячутся. Подхожу ближе к ребенку – вижу бледное лицо, вижу, как он дышит, как грудная клетка двигается. А в 70 см на проезжей части лежит его мозг. Естественно мы его не спасли… Когда помочь не можешь – это самое ужасное!
Со смертью пациента врачи смириться не могут. Но Олег Федорович выработал для себя правило - если во время реанимации сделал все, что можно было и все, что знала наука – значит, смерть была неизбежна. Помогает ли эта установка? Наверное, но только не с детьми.
- Был случай, когда после смерти ребенка хотелось рыдать, - делится доктор.
Жалко и тех, кто по глупости находится на грани жизни и смерти.
- Запомнился мне случай, когда вытащили с того света 18-летнюю девочку. У нее был порок сердца с детства. А она была в клубе, выпила энергетик и бегом забежала на 9 этаж. Конечно, сердце остановилось. Мы бежали к ней на последний этаж, зимой, обвешанные медицинской аппаратурой… Реанимировали ее 1,5 часа. Сердце периодически заводилось и через 20-30 секунд останавливалось, ввели кучу препаратов. И когда осталась последняя ампула, я ей сказал: вернись! И она вернулась, доставили в больницу. Правда, прожила она еще дней 10 и умерла, - вспоминает Олег Нестеров.
А что чувствуют врачи, когда спасают? Доктор с улыбкой говорит, что это не передать словами.
- И гордость, и счастье… Все вместе. Но длится это недолго. Ровно до следующего вызова.
ДОКТОР, ВКРУТИТЕ ЛАМПОЧКУ!
Роман Жогов работает в бригаде «скорой» 8 лет. За это время повидал немало. Что больше запомнилось из практики? Говорит, молодая девушка, которая попала в аварию на одном из перекрестков. У юной тюменки были сломаны ноги, а в голове зияла огромная дыра.
- На месте мы оказали ей помощь, отправили в больницу. Потом узнал, что она все-таки умерла. Я не отслеживаю пациентов, которые нам попадаются, но иногда узнаю исход. Но таких смертельных случаев не так уж много.
Роман Жогов: конечно, у многих к нам потребительское отношение. Но большая часть все же говорит «спасибо, доктор»Фото: ЕЛЕНА БЕЗГОДОВА
В среднем за смену Роман со своей бригадой выезжает порядка 15 вызовов. Из них «скорых», когда пациенту нужна экстренная помощь, выпадает только 3. Остальные – неотложные, когда жизни пациента ничего не угрожает.
- Россия - это единственная страна, где не пациент приходит к врачу, а врач к постели больного, у которого нет угрозы для жизни. Но мы оказываем помощь всем пациентам. Нет такого, чтобы человек вызвал «скорую», а к нему не приехали, - объясняет Роман.
Прошу вспомнить самые интересные вызовы.
- Была бабушка, которая любила вызвать скорую помощь по любым поводам. Вплоть до того, чтобы лампочку вкрутить. Врачи спрашивали ее – почему сюда-то звоните? Она отвечает, мол, все что смогла набрать – 03. Ну что делать? Лампочку вкрутили, в карточке написали – требования пациентки удовлетворены полностью, - смеется Роман.
История смешная, но пациентов, которые вызывают врачей по любому поводу немало. Как итог – те люди, которым действительно необходима скорая помощь могут ее просто не дождаться. Остальным следует помнить об этом.
- Обычно пожилые люди - это та категория людей, которые чаще всего вызывают «скорую», преувеличивая тяжесть своего состояния. Все для того, чтобы не ждать врачей час, а получить помощь через 10 минут. Или бывает по-другому: пациент неделю терпит боль в груди, а потом резко вызывает «скорую». Не потому что стало хуже, а просто внезапно испугался, что умрет, - разводит руками доктор.
«БЛАГОДАРНОСТЬ» ПАЦИЕНТОВ
В череде вызовов особенно отвлекают докторов вредные пациенты, те, которые недовольны тем, что врач не снял обувь в квартире, долго ехал на вызов или не улыбался. Правда, сами врачи называют ситуации стандартными. Существует даже инструкция, которая рассказывает, как доктор должен вести себя в таких случаях.
- Это мне сделали замечание из-за того, что я сидел угрюмый на вызове, - смеется доктор Жогов. – Смена была очень тяжелой и, видимо, отразилось на моем лице. Физически не мог улыбаться. Мы работаем по 12 часов, а то и сутками. Перерывы есть, но минут 30 два раза за суточную смену.
Но это не самый яркий пример. Любят пациенты и «посылать» врачей. Недавно медики спасли мужчину, в горле которого застрял кусок мяса – без специальных инструментов его было не достать. Спасенный пациент только обругал докторов и продолжил праздновать.
- Конечно, у многих к нам потребительское отношение. Но большая часть все же говорит «спасибо, доктор». Бабушки особенно норовят угостить чаем. Отказываемся: во-первых, некогда. Во-вторых – взятка, - говорит с улыбкой врач.
Всего же в прошлом году на станцию Скорой помощи поступило 65 письменных жалоб на врачей и только 9 из них подтвердились. Больше жители недовольны длительным ожиданием при неотложных состояниях. Благодарили тоже – 80 тюменцев остались довольны уровнем оказываемой помощи.
КАК СПАСАТЬ
Важно, чтобы каждый знал, как нужно оказывать первую помощь. В частности, азам учат на станции Скорой помощи – ежемесячно там проходят курсы, на которых бесплатно обучают, как заводить сердце, останавливать кровотечения.
Олег Нестеров: я считаю, что каждый родитель, перед тем как завести ребенка, должен знать о том, как предотвратить травмы и как оказать первую помощьФото: ЕЛЕНА БЕЗГОДОВА
Реанимацию показывают на практике, в какой точке грудины давить и с какой силой.
- Не нужно бояться, что сломаются ребра. Например, у пожилых людей, тем, кому за 75, перелом неизбежен, да и без него массаж будет поверхностный. С возрастом грудная клетка теряет эластичность и ребра не сгибаются. Поэтому давим как можно сильнее, - показывает технику доктор. Потом рассказывает о роботе-помощнике – руке, которая автоматически делает непрямой массаж сердца. В арсенале медиков робот появился всего три года назад, но уже стал незаменимым в реанимации. Использовать его можно даже в движении, транспортируя больного в медучреждение не прекращая реанимацию.
Отдельный комплекс посвящен помощи детям.
- Я считаю, что каждый родитель, перед тем как завести ребенка, должен знать о том, как предотвратить травмы и как оказать первую помощь, - заявляет доктор Нестеров.
Много ли тюменских мам и пап знают правила помощи? В пресс-службе «скорой» заявляют, что могут судить только по вызовам. При обращении на «скорую» единицы спрашивают, что могут предпринять до приезда медиков. А большая часть пострадавших дожидается врачей в шоковом состоянии.
- Что можно предпринять если, например, ребенок опрокинул на себя кипяток? Обернуть его в смоченную в теплой воде чистую ткань. Ребенок находится в состоянии шока? Придать положение анти-шок, положив его на спину, а голову повернуть голову на себя. Для того, чтобы выхода желудочного содержимого не было, и он не захлебнулся, - перечисляет Нестеров и говорит: информации о том, как спасать много. Но мало кто задумывается над тем, чтобы запомнить правила. Пригодиться они могут в любой ситуации. Мне приходилось спасать людей вне работы. Много раз приходилось. И делал это не потому что я врач и это мой долг. Если ты можешь помочь - нужно это сделать
Автор: ЕЛЕНА БЕЗГОДОВА