— Расскажите, как изменилась работа Службы скорой медицинской помощи за последние 10 лет?
— Тюменская станция скорой медицинской помощи – это одна из немногих в России очень хорошо оснащенная по самым современным стандартам служба. Если рассмотреть 10-летний период – это был существенный качественный скачок.
Для нас построили новую диспетчерскую, которая стала работать в совершенно другом формате. Мы ввели третью подстанцию скорой помощи на улице Суходольской, вторую подстанцию в поликлинике №5, сохранили дислокацию подстанции в районе телецентра на улице Текстильной, развернули дополнительно трассовый пункт, пост в Новотарманске. Мы поменяли традиционный механизм передачи вызовов на выездные бригады, внедрив безголосовую систему. Теперьбригадам приходит электронная информация о вызове на планшетные компьютеры. Раньше голосовые сообщения передавались по радиосвязи – и времени тратилось больше, и возможны были искажения, так как в городе слишком много препятствий для радиоволн.
Кроме того, мы внедрили внутрикостный доступ – тогда, когда невозможно найти у человека вены из-за тяжести состояния.Технология дорогая из-за оборудования, но это может быть единственным шансом спасения. За этот год у нас уже было 9 таких пациентов.
В течение 10 лет используем догоспитальныйтромболизис для того, чтобы лечить инфаркт миокарда. Придумали такой механизм, как встречная эвакуация – забираем пациентов из села, проводим тромболизис и сами транспортируем в сосудистые центры.
Также мы поменяли технологию работы в ДТП в Тюменской области, прописав жесткий алгоритм оказания помощи и оснастив бригады всем необходимым.
— Как сегодня расставлены приоритеты вызовов скорой помощи?
— Мы впервые на территории всей области внедрили технологию дифференциации вызовов на уровне диспетчера. В первую очередь, бригады будут направляться на состояния, где есть непосредственная угроза для жизни – так, как того требует порядок оказания скорой медицинской помощи, установленный в России с 1 января 2014 года приказом Минздрава РФ. Остальные вызовы – болит спина, ноет поясница, повысилось артериальное давление, высокая температура – относятся к категории неотложных, в рабочее время поликлиник они предаются туда.Скорая помощь работает здесь и сейчас. У некоторых людей такая мотивация вызова: «А вот если бы…». Но мы такая служба, которая «или есть, или нет», а вот «если бы» мы не рассуждаем, это вопросы поликлиники и называется это профилактика.
— Как вы оцениваете грамотность населения в вопросах оказания первой помощи? Бахилы по-прежнему требуют надевать?
— С этим еще работать и работать. Люди всегда выбирают, где быстрее, удобнее, но я бы не сказала, что лучше. Например, когда к нам обращаются с температурой, в 99% случаев это будет либо ОРЗ, либо ангина. Мы там не требуемся. Населению нужно объяснить – если вы обращаетесь в поликлинику, то с момента обращения вы получаете помощь в виде назначения лечения заболевания, а если обращаетесь в «скорую», то получите помощь здесь и сейчас, если она требуется. Например, если это повышение температуры тела, то наша помощь будет направлена на ее снижение, если это требуется, но мы не назначим лечение заболевания, это не наша компетенция.
Согласитесь, ситуация с бахилами выглядит нелепо -если для людей важнее чистота их полов, чем жизнь человека, то вызов не экстренный.
— Какие изменения ожидают Службу в ближайшее время?
— В планах создание на территории области единой диспетчерской, чтобы прием вызовов осуществляли специально подготовленные люди. Также мы рассчитываем на то, что будем работать в единой медицинской информационной системе, то есть на этапе движения к пациенту, будем понимать, какими хроническими заболеваниями он болеет, какая у него непереносимость.
— Что бы вы пожелали работникам скорой медицинской помощи?
— В первую очередь здоровья и благополучия! Ходите с удовольствием на работу, и пусть из нашей жизни вообще уйдет такой термин, как эмоциональное выгорание.
Елена Сидорова, Тюменский журнал "Здоровье"