Дышал с трудом, но улыбался
Фельдшер общепрофильной выездной бригады станции скорой помощи № 4 города Тюмени в профессии пять лет. Как признается Елизавета, было дело, когда однажды поняла, что «выгорела», и даже уволилась. И уже через две недели почувствовала, что не может жить без тяжелой, но такой любимой работы.
– Обязательную практику в медицинском колледже мне посчастливилось проходить в бригаде интенсивной терапии скорой помощи. Эта бригада выезжает на самые сложные вызовы, где требуется реанимация пациентов, на дорожно-транспортные происшествия и так далее. И уже после первой смены решила, что приду сюда работать, – вспоминает Елизавета.
Несмотря на небольшой стаж, молодой фельдшер спасла не один десяток жизней.
– Как-то поздним вечером поступил вызов, причем не срочный, к 47-летнему мужчине. Он лежал на кровати, улыбался, но не мог шевелиться. Супруга мужчины пояснила, что он в течение суток он испытывает большие затруднения с дыханием. За медицинской помощью не обращался, надеялся, что все пройдет, но к вечеру одышка усилилась. Выяснилось, что две недели назад пациент сломал ногу. Нам, как медикам, сразу стало все понятно: это тромбоэмболия легочной артерии. В венах нижних конечностей в результате перелома образовался тромб, который поднялся по кровеносным сосудам в легкое, – пояснила фельдшер. – Пациент был доставлен в отделение реанимации и интенсивной терапии и успешно прооперирован.
Второму пациенту вызвала скорую тоже жена. Мужчина изначально отказывался от медицинского осмотра, говорил, что и так все прекрасно. А на самом деле у него была одышка, периодическая боль в груди.
– Каждый человек боль описывает по-своему: поддавливает, жжет, колет, – заметила Елизавета Андреева.
Кардиограмма показала, что у тюменца острый инфаркт миокарда. Пациенту была оказана экстренная оперативная медицинская помощь, и в больнице проведено аортокоронарное шунтирование.
– Нас никто не обязывает, но мы, работники скорой помощи, потом звоним в отделение больниц и интересуемся, как прошла операция, как чувствует себя человек, который был на волосок от смерти, – подчеркнула фельдшер. – Это же наш пациент, мы за него переживаем!
При ДТП «страдает» шея
В преддверии Дня работника скорой помощи, который ежегодно отмечается 28 апреля, в Тюмени в пятый раз прошел конкурс профессионального мастерства. Сильнейшей среди фельдшерских бригад стала та, в составе которой трудится наша героиня, Елизавета Андреева.
Первый этап конкурса – экстренная медицинская помощь при ДТП. В роли пострадавшего здесь выступал загримированный статист, на которого прикрепили имитационные накладки с травмами.
– Гематомы, раны были очень реалистичны! Слезы, паника, крики – все это направлено на отвлечение внимания медиков, и справиться с этой серьезной помехой – не менее важная задача, – рассказывает тюменский фельдшер. – Когда приезжаем на реальные ДТП, для начала сортируем пострадавших, чтобы определить тех, кто нуждается в незамедлительной помощи. К примеру, в первую очередь нужно провести иммобилизацию (фиксацию) сломанных частей тела. Обычно в авариях при резком торможении, а затем, по инерции, отбросе назад, ломаются шейные позвонки при ударе о подголовник водительского или пассажирского кресла.
Второй этап соревнований посвятили сердечно-легочной реанимации. На это дается не более 5 минут.
Электрический разряд дефибриллятора, маска с кислородом и непрямой массаж сердца – все это для того, чтобы побороться за жизнь человека. Его необходимо вывести из состояния клинической смерти профессиональной аппаратурой.
Третий этап – организация быстрого сосудистого доступа ребенку в крайне критическом состоянии. И раз есть угроза для жизни, а осуществить венозный доступ невозможно, медики с помощью дрели и прочной иглы выполняли внутрикостный доступ на берцовой кости, чтобы ввести лекарственные растворы. Спасающая альтернативная методика применяется на станции скорой помощи уже восьмой год: более 400 пациентам помогли при ожогах, остановке сердца, шоках.
О чувстве жалости и ложных вызовах
Как признается Елизавета, очень неприятно, а самое главное – жалко потраченного впустую драгоценного времени, когда через весь город мчишься на машине скорой помощи со включенными спецсигналами, а вызов оказывается ложным. К примеру, прохожие вызвали бригаду мужчине, лежащему на земле. А ему вовсе не плохо, а очень даже хорошо: спит на газоне в состоянии алкогольного опьянения.
– Бывает, вызывают одинокие пожилые люди. Им нужно смерить артериальное давление и просто поговорить, посочувствовать. Такие бабушки и дедушки плачут, спрашивая «Когда я уже умру?». Очень жаль их. Не забывайте своих родных, близких и далеких! – призывает фельдшер.
По ее словам, чувство жалости у медиков присутствует, но оно не всегда уместно. Если у человека истерика, можно и повысить голос на него, чтобы привести в чувство, но не с целью обидеть пациента, а чтобы быстрее успокоить и помочь.
– Хотелось бы напомнить тюменцам: сотрудники скорой помощи не открывают больничные листы, не назначают лечение, не дают никаких лекарств! Это не в нашей компетенции, – подчеркнула Елизавета Андреева.
А семейную фельдшерскую династию Андреевых намерена продолжить восьмилетняя дочь Елизаветы. Девочка, как и мама, мечтает работать в службе скорой помощи!
Автор: Евгения Суворова, корреспондент газеты "Комсомольская правда"